Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
1. Внимательно
прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только
после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте
его ребенку.
2. Гимнастика
проводится ежедневно по 5-10 минут.
3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала
15*15 см.), в спокойной обстановке, при
достаточном освещении.
4. Комплекс
на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития
речевого дыхания.
5. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко. Каждое упражнение выполняйте
5. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко. Каждое упражнение выполняйте
по 5 раз.
6. Упражнения
выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике
используются стихи.
7. После
того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по
названию). Выполняя упражнения «для языка», используйте ладонь своей руки и
руку
ребёнка,
имитируя движения языка. Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать.
Следите, чтобы он от неё не уставал.
Комплексы артикуляционной гимнастики
(упражнения смотри в разделе «Игры и упражнения для губ и языка»).
1.Общеукрепляющие
упражнения: № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 18, 21.
2. Для
звуков С, З, Ц: № 6, 7, 8, 9, 11.
3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 4, 5, 7, 10, 12, 13, 14, 16.
3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 4, 5, 7, 10, 12, 13, 14, 16.
4. Для
звука Л: № 1, 8, 10, 11, 13, 15, 16.
5. Для
звука Р: № 1, 6, 10, 12, 14, 16, 17,
18, 19, 20.
Следует
учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться в
соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Игры-упражнения для формирования движения губ и языка.
Родителям.
Чтобы
научиться красиво говорить, надо заставить свои губы хорошо работать.
Ребенок
должен сформировать две основные губные позы: открытую улыбку, и трубочку — вытягивание губ вперед...Читать далее
Развитие речевого дыхания.
Для всех упражнений:
Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются. Плечи не поднимаются.
Темп выполнения – медленный. Количество повторений – не более 5.
1. «Мыльные
пузыри».
2. «Сдуй
листочек».
Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т. д.),
положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от
губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони. Читать далее...
Гастрономически – логопедические игры.
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
Занимаясь ежедневно по 10 минут, можно не только сформировать произвольные основные статические и динамические артикуляционные движения, но и повысить интерес к логопедическим занятиям.
1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно
дольше.
2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку
губы.
3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо
стараться удержать мармеладку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно
прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении
(почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.